О духовной жизни, часть 1-я
Великим постом Литургия с обязательным чтением Евангелия не совершается в будние дни, а во время богослужений в храмах читаются книги Ветхого Завета. Есть традиция в это время читать Ветхий Завет и дома. Но это не значит, что нельзя продолжать ежедневное чтение Евангелия, тем более что перед воспоминанием спасительных Страстей Господа и Спаса нашего Иисуса Христа мы должны прочитать все то, что предшествовало Его страданиям, должны еще раз вспомнить всю Его земную жизнь. Сделать это в первые три дня Страстной седмицы, как нам рекомендует Устав, получается не у всех, поэтому нужно постараться заново прочитать Евангелие за время Святой Четыредесятницы и первых трех дней Страстной седмицы. Вот что говорит о евангельском благовестии преп. Иустин Попович: «Евангелие, Благовестие – это Сам Христос. Это – каждое Его слово, каждая Его мысль, каждая Его слеза, каждая Его молитва, каждое Его воздыхание».
Из того, что совершил Христос, как мы с вами знаем, далеко не все вошло в текст Четвероевангелия. Апостол Иоанн Богослов говорит: Многое и другое сотворил Иисус, но если бы писать о том подробно, то и самому миру не вместить бы написанных книг (Ин. 21, 25). Приобщение к евангельским словам – это приобщение к чему-то большему, чем просто слова, это приобщение к тому, что с трудом вмещается в обычные человеческие понятия и представления. За всеми переводами и толкованиями евангельского текста скрывается гораздо большее богатство, чем мы можем себе представить.
Святитель Григорий Нисский говорит, что человек, приобщившийся к евангельским блаженствам, приобщается вечному веселью, «о котором если кто скажет все, что может, не скажет по достоинству еще ничего».
Преп. Иустин (Попович): «Царство Божие не только приблизилось, оно уже здесь, на земле».
Здесь на земле оно в тех, кто принимает это благовестие и кто стремится исполнять заповеди Божии.